Занятие на тему “Лихеноиндикация – один из методов биоиндикации”, 14.04.2018г
Тема занятия: “Лихеноиндикация – один из методов биоиндикации”
Дата проведения: 14 апреля 2018г
Одними из наиболее известных биологических индикаторов являются лишайники, чувствительность которых обусловлена их физиологией и симбиотической природой.
Лишайники выбраны объектом глобального биологического мониторинга, поскольку они распространены по всему Земному шару и поскольку их реакция на внешнее воздействие очень сильна, а собственная изменчивость незначительна по сравнению с другими организмами.
Занятие проходило на местности, в сосновом бору д. Дубская. Руководитель Школы, Вера Александровна Жульдикова, познакомила ребят и педагогов, с разными видами лишайников и с особенностями их строения, а также с методикой выполнения работы по исследованию загрязненности атмосферного воздуха методом лихеноиндикации авторов А.В. Пчелкина, А.С. Боголюбова.
Затем ребята вместе с педагогами прошли практикум по оценке состояния среды с помощью биоиндикаторов – лишайников. Научились определять количество и виды лишайников, выполнять лихенометрическую съемку, рассчитывать суммарное проективное покрытие каждого вида лишайника на модельных деревьях пробной площадки, определять степень загрязненности воздуха в баллах. После практической части, состоялась экологическая игра по станциям “Знатоки леса”, в которой ребята должны были проявить свои знания и эрудицию в области
растительного и животного мира Родного края. Победителями данной игры стали ребята из Дубской школы.
Выражаем искреннюю благодарность за помощь в организации и проведении районной Школы юного эколога Жульдикову Александру Васильевичу, а так же благодарим за помощь в проведении экологической игры “Знатоки леса” Серебренникову Галину Александровну и Старцеву Елену Геннадьевну.
Методические материалы
1. АТЛАС лишайников
2. Использование лишайников в мониторинге
3. Методика выполнения работы
Впечатления участников
“Участие в школе юного эколога было полезным для девочек и лично для меня. Мы на практике увидели как проводятся исследования в области экологии. Постараемся провести исследования на нашей территории и определить уровень загрязненности окружающей среды. Особенно у девчонок много впечатлений от леса, от квеста в лесу” . Учащиеся Черновской школы Быкова Елизавета, Чернова Вероника, Милькова Анастасия и их руководитель Нищеретных Татьяна Владимировна