Занятие на тему “Антропогенное воздействие на гидросферу”, 29.09.2018г
Тема занятия: “Антропогенное воздействие на гидросферу”
Дата проведения: 29 сентября 2018г
В этом учебном году на занятиях Школы ребятам предстоит изучить результаты воздействия человека на окружающую среду. Цель работы на 2018-2019 учебный год – формирование определенных знаний в изучении антропогенного влияния на окружающую среду, для того, чтобы способствовать приобретению учащимися навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи окружающей среде. Одна из главных задач, которую предстоит решить посредством занятий, это формирование инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга перед людьми и собственной совестью за состояние окружающей природной среды.
Тема первого состоявшегося занятия была: «Антропогенное воздействие на гидросферу». Занятие было посвящено изучению состояния нецентрализованных источников водоснабжения.
Встреча юных экологов состоялась на территории д.Кирилловой неслучайно, ведь начиная с 2005 года юные исследователи Кирилловской школы занимаются изучением состояния колодцев и родников. Яна Зенкова, Даниил Гаврин, обучающиеся филиала МОУ «Речкаловская СОШ» «Кирилловская ООШ» руководитель Новгородова В.Н. рассказали о том, какая работа была проведена по исследованию и паспортизации Родника «Лесная полянка». Осматривая территорию, где расположен Родник, ребята определили, что антропогенное воздействие проявляется в вытаптывании участка около Родника, в результате чего уменьшается влагопроницаемость почвы и происходит заболачивание. Около Родника растет очень много синантропных (сорных) растений – это тоже признак высокой антропогенной нагрузки. Но, по сравнению, с прошлыми годами мусорить посетители Родника стали меньше. Благодаря заботе Главы Фоминской территориальной Администрации Гусельниковой Светланы Александровны проведена реконструкция Родника, есть место для отдыха.
Учитель Пионерской школы, педагог дополнительного образования МОУ ДО «ДЭЦ» Ловыгина Т.А. также поделилась своим опытом и рассказала о результатах исследования воды в реке Ирбит и Ница, проводимых ранее. Жульдикова В.А. – педагог-организатор МОУ ДО «ДЭЦ» познакомила участников Школы с методикой использования биоиндикаторов для определения качества воды в реке Ирбит около Белой горки, которую использовали в своей исследовательской работе участники экологического лагеря под руководством Щитовой Л.В., учителя биологии и химии МОУ «Ницинская ООШ». После вводной теоретической части ребятам был предложен практикум по определению физических и химических свойств воды из Родника «Лесная полянка» и колодца «Лебедушка». По результатам исследования был сделан вывод: вода из Родника по своим свойствам отличается от воды из колодца. Она более чистая, прозрачная, без запаха, без осадка, не содержит примесей. Поэтому, наверное, к Роднику всегда идут люди, чтобы набрать вкусной студеной водицы. В конце занятия для участников Школы была проведена викторина «Знатоки воды», по итогам которой был определен победитель – Закиров Никита, ученик 6 класса МОУ Дубская СОШ. Все участники Школы получили именные сертификаты. По итогам занятия всем участникам, в том числе руководителям, вручены подарки с логотипом районной «Школы юного эколога».
Благодарим коллективы Речкаловской и Кирилловской школ за радушный прием, гостеприимство и за оказанную помощь в организации и проведении районной «Школы юного эколога».
Всем участникам желаем вдохновения и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество! С нетерпением ждем встречи на следующих занятиях!
Методические материалы
-
Антропогенное воздействие на гидросферу. Презентация
-
Загадки и пословицы о воде
-
Методика проведения экологического мониторинга воды
-
Методики исследовательской деятельности по экологии
-
Методическое пособие ЧИСТАЯ ВОДА – ДЛЯ ВСЕХ
-
Методы гидрологических исследований – проведение измерений и описание озер
-
Методы гидрологических исследований – проведение измерений и описание рек
-
Методы изучения родников
-
Образование родников
-
Оценка и нормирование качества природных вод. Критерии, методы, существующие проблемы
-
Полевые исследования состояния малых водных объектов
-
Примеры проектов
-
Программа улучшения экологического состояния родника
-
Родник – источник жизни. Экологический проект
-
Экологический мониторинг. Автор – Ашихмина Т.Я
-
Экологические особенности родников города Томска. Тезисы исследовательской работы
-
Тематика проектов о воде
-
Руководство по описанию родников и источников в вопросах и ответах
-
Руководство к действию для проведения общественного экологического мониторинга
Впечатления участников
“В субботний осенний дождливый день очередной раз мы посетили школу юного эколога, которая прошла в Кириловской ООШ. Тема нашей учёбы была: «Антропогенное воздействие на гидросферу». Вера Александровна в начале встречи рассказала нам, что такое гидросфера, влияет на загрязнение вод, как мы можем остановить это загрязнение. Основная часть нашей работы была – практикум по оценке состояния качества родниковой воды. Мы определяли цвет, запах, содержание сульфатов, нитратов в воде из родника и колодца. Растворы меняли цвет! Это очень интересно! А ещё мы пользовались приборами для определения pH среды, которые показывают точно, что в роднике среда нейтральная, а в колодце слабокислая. Проведя исследование, мы пришли к выводу, что родниковая вода пригодна для употребления человеком. К сожалению, из-за дождика мы не смогли попасть на родник, но, надеемся, нас обязательно туда свозят! А самое интересное, когда поехали домой, нас провожало теплое, осеннее солнышко! Спасибо всем педагогам, которые подготовили для нас полезные занятия!”
Закиров Никита, Глушкова Дарья, ученики МОУ “Дубская СОШ”, руководитель: Салимова Ю.М.
“29 сентября 2018 года вновь состоялась «Школа юного эколога». На этот раз занятие было посвящено антропогенному влиянию на гидросферу. Мы приехали в Кирилловскую школу. На её территории находится родник «Лесная полянка», который является объектом внимания учащихся школы с 2005 года. Ребята рассказали о своём исследовании родниковой воды, Вера Николаевна Новгородова объяснила некоторые методы изучения родника. Вода этого источника является чистой, используется жителями деревни и ближних территорий. Подвела дождливая погода – не удалось побывать у источника, но попробовать родниковую воду мы смогли. Нам предложили ароматный чай на травах. Проблема загрязнения источников нецентрализованного водоснабжения касается каждого. Мы обсуждали влияние человека на воду, и оно не всегда положительное. Татьяна Александровна Ловыгина познакомила с проектом по изучению состава речной воды в различных водоёмах Ирбитского района. Вера Александровна Жульдикова, педагог – организатор ДЭЦ, подготовила материалы по описанию родников и источников в вопросах и ответах, которые помогут изучить объекты гидросферы в своём населённом пункте. Мы попытаемся составить паспорт на наш родник и будем вести мониторинг за его состоянием. Мы хотим выразить свои самые лучшие впечатления о «Школе…»: было интересно изучать и сравнивать химические и физические свойства воды из двух мест – родника «Лесная полянка» и колодца на территории деревни Кирилловой. Особенно запомнилась работа с реактивами, когда вода на глазах менялась. Мы научились работать по методическим рекомендациям, вести исследование. Тема занятия очень важная и актуальная, ведь чтобы быть здоровыми, мы должны пить чистую воду. Обязательно продолжим посещение следующих практикумов. Спасибо организаторам детского экологического центра за памятные сувениры.”
Дерябина Юлия, Фучкина Мария, Аксманова Карина – ученицы 7 класса МОУ «Пьянковская ООШ», руководитель: Свалухина Л.И.
“Мне понравились занятия в ШЮЭ: интересно проводить химические опыты на определение качества воды, понравились учителя, которые вели занятия. Хорошо, что экологическая школа заботится о том, чтобы, антропогенная нагрузка на природу была меньше. Я испытывал гордость за то, что в моей школе проводится много работы по экологии. С удовольствием бы съездил в другие школы на занятия по экологии и узнал бы много нового и полезного”
Гаврин Данил, ученик 8 касса филиала «Кирилловская ООШ» МОУ «Речкаловская СОШ», руководитель: Новгородова В.Н.
“29 сентября, несмотря на дождливую погоду, мы в очередной раз поехали на районную «Школу юных экологов». На этот раз нас гостеприимно встретила Кирилловская школа. Тема учебы была: «Антропогенное воздействие на гидросферу». В самом начале встречи, Вера Александровна напомнила нам, какое влияние оказывает человек на водную оболочку нашей планеты. Учащиеся Кирилловской школы рассказали нам о родниках, которые находятся на их территории, об исследованиях родниковой воды. Показали презентацию по охране родников «Лесная полянка» и «Лебёдушка». К сожалению, нам не удалось побывать у родников, но нас угостили ключевой водой, напоили ароматным чаем на травах. Следующим этапом работы был практикум, на котором мы определяли химические и физические свойства воды, попробовали составить паспорт на родник. Мы научились работать с реактивами, вести исследование, как по методичкам, так и на местности. Хочется сказать большое спасибо организаторам экологического центра за интересную работу, за практикум и сувениры. Мы обязательно приедем на следующею встречу, тем более, что каждый раз увеличивается число школ, а это новые знакомства со сверстниками”
Белобородова Саша, Юдина Арина, Приданова Юлия, Муратова Мария, Зенкова Ксения, Юдина Снежанна, учащиеся МОУ «Киргинская СОШ», руководитель: Серебренникова Г.А.